Кружковая работа МДОУ ДСОВ № 20 Руководитель: Грицан Ольга Михайловна инструктор по физкультуре высшая квалификационная категория Содержание Пояснительная записка………………………………………………………..4 Тематическая программа по обучению дошкольников игре баскетбол ………………………………………………7 Календарное планирование занятий………………………………………….10 Заключение……………………………………………………………………..24 Список литературы…………………………………………………………….25 Приложение…………………………………………………………………….26 Пояснительная записка Процесс формирования физической культуры и приобщения детей к спорту особенно важен для детей старшего дошкольного возраста, так как этот период характеризуется активной познавательной деятельностью, интенсивным развитием интеллектуальной, эмоциональной сферы, становлением самосознания, освоением общечеловеческих ценностей. Физическая культура является частью общечеловеческой культуры, рассматривается как основа формирования здорового образа жизни ребенка. В результате происходит созревание и совершенствование жизненно важных физиологических систем организма дошкольника, повышаются его адаптивные возможности и устойчивость внешним воздействиям, приобретаются необходимые двигательные умения и навыки, физические качества, формируется личность в целом. В физическом воспитании детей первостепенное значение имеет игра, как деятельность, отвечающая их возрастным потребностям, и как средство разностороннего развития. Для оптимального решения задач физического воспитания детей особое значение имеет использование подвижных игр с элементами спортивных игр, в том числе и элементов игры в баскетбол. В «Программу воспитания и обучения в детском саду» М.А. Васильевой и программу «Детство» И.В. Логиновой действия с мячом включены, начиная со второго года жизни. Они занимают значительное место среди других средств физического воспитания и усложняются от группы к группе, за счет введения дополнительны заданий, а также новых способов выполнения. В подготовительной к школе группе кроме подбрасываний мяча разными способами и различными заданиями, метаний на дальность и в цель предусмотрено обучение детей ведению (отбиванию мяча), ловле, передаче (перебрасыванию друг другу), а также броскам в корзину. Эти действия с мячом являются основными приемами игры в баскетбол. Авторы методических пособий по физическому воспитанию подчеркивают целесообразность использования элементов баскетбола в качестве одного из средств физического воспитания старших дошкольников. Так, А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева, Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева и др. рекомендуют применять игру в баскетбол или включать элементы баскетбола в другие подвижные игры. Баскетбол – игра коллективного характера, где создаются благоприятные условия для воспитания нравственно-волевых черт ребенка. Такие игры побуждают детей преодолевать эгоистические побуждения, воспитывают выдержку. Ведь в ходе игры ребенок понимает, что не один он хочет действовать с мячом, попадать им в корзину, что его действия должны быть направлены на успех всей команды. Ради интереса в команды ребенку часто приходится часто отказываться от мяча, передавать его партнеру. Общая цель – стремление всех игроков попасть мячом в корзину, способствует развитию взаимопонимания, умения считаться с другими, помогать им. Таким образом, игра баскетбол является средством, гармонически развивающим ребенка, дающим значительный образовательный эффект. Обучение дошкольников элементам игры баскетбол традиционно включаются в основную часть занятий по физической культуре. Однако наиболее эффективной формой обучения детей баскетболу, на мой взгляд, являются специально организованные занятия, цель которых: развитие и тренировка всех систем и функций организма ребенка через оптимальные физические нагрузки; развитие двигательных умений и навыков, физических качеств; создание условий для разностороннего развития детей и приобщения их к спорту. Для достижения поставленной цели определены задачи: Первое полугодие Заинтересовать детей игрой; создавать условия для действий с мячом с целью подведения детей к усвоению приёмов передачи, ловли, ведения и бросков мяча в корзину; воспитывать желание играть с мячом, уступать друг другу мяч; способствовать развитию умения слушать сигнал. Воспитывать желание играть коллективно, оказывать помощь в сложных ситуациях. Второе полугодие Создавать условия для формирования навыков передачи, ловли, ведения и бросков мяча в корзину и умения применять их в игровой ситуации; содействовать в умении выбирать более целесообразные способы действия, ориентироваться на площадке, находить более удобное место для успешного ведения игры. Поощрять формирование у детей волевых черт характера; содействовать обогащению нравственного опыта. Также разработана модель специально организованного занятия по обучению старших дошкольников игре баскетбол. модель занятия части | цель | содержание | | Вводная 5-6мин. | Мотивация, подготовка к выполнению предстоящей нагрузки, формирование навыков действий с мячом | - краткая беседа, вопросы к детям, художественное слово, использование схем, материалов периодической печати и т.п. - 1-2 упражнения с мячом игрового характера, сходные по своей структуре с основными движениями игр, которые проводятся в основной части занятия | | Основная 20 мин | способствовать формированию навыков действий с мячом, умению применять их в игровых условиях | - игры и упражнения с элементами соревнования, обеспечивающие оптимальную двигательную активность детей; - использование схематического изображения элементов техники движения; | | Заключи-тельная 4-5мин | Привести организм ребёнка в относительно спокойное состояние, при сохранении бодрого настроения | - малоподвижная игра или игровое упражнение с мячами или без них - упражнения на дыхание - анализ занятия педагогом - рефлексия - задание на дом | | | | Взаимосвязь разнообразных видов детской деятельности показана в модели организации деятельности по обучению дошкольников баскетболу Разработанная тематическая программа состоит из 3 этапов: Первоначальное разучивание - качественное выполнение каждого движения (но не достижение при помощи этого движения определённого результата) Углубленное разучивание – отработка точности выполнения движения, исправление ошибок, формирование правильного ощущения навыка в целом Совершенствование – создание устойчивых, достаточно автоматизированных и вместе с тем гибких навыков Она включает в себя упражнения и игры с передачей и ловлей мяча, с ведением мяча, с бросками мяча в корзину. Тематическая программа по обучению дошкольников игре в баскетбол первое полугодие | второе полугодие | | упражнения и игры с передачей и ловлей мяча | | Первоначальное разучивание: - бросание мяча вверх и ловля его двумя (одной) руками - бросание мяча вниз перед собой и ловля его двумя (одной) руками - перебрасывание мяча партнёру удобным для детей способом - перебрасывание мяча правой (левой) рукой, ловля его двумя руками Игры: «Играй, играй, мяч не теряй» «Сделай фигуру» Углубленное разучивание: - бросание мяча вверх с ударом вниз об пол и ловля его двумя руками - бросание мяча вверх перед собой с хлопком и ловля его двумя руками - бросание мяча вверх, с хлопком за спиной и ловля его двумя руками Игры: «Вызов по имени» «Подвижная цель» «Мяч водящему» Совершенствование : - удары мячом об пол с хлопком в ладоши, поворотом кругом и ловля его - бросание мяча из-за головы двумя руками вдаль и через сетку - ходьба с подбрасыванием мяча и ловлей его двумя руками - передача мяча по кругу вправо, влево (произвольным способом) Игры: «У кого меньше мячей» «Поймай мяч» «За мячом» «Обгони мяч» | Первоначальное разучивание: - передача мяча от груди в стенку и ловля его - передача мяча двумя руками от груди, стоя на месте парами - передача мяча двумя руками от груди при движении парами - передача мяча одной рукой от груди в движении после ловли его Игры: «10 передач» «Мяч водящему» Углубленное разучивание: - передача мяча в шеренге, по кругу (вправо, влево) - передача мяча в тройках, пятёрках - передача мяча в колоннах с переходом в конец своей, а затем противоположной колонны Игры: «Успей поймать» «Гонка мячей по кругу» Совершенствование : - передача мяча парами при противодействии защитника Игры: «Поймай мяч» «Займи свободный кружок» | | упражнения и игры с ведением мяча | | Первоначальное разучивание: - удары мячом об пол одной рукой и ловля его двумя руками из положения стоя - при ходьбе - удар мяча об пол правой рукой и ловля левой рукой, и наоборот Углубленное разучивание: - отбивание мяча на месте правой (левой) рукой - с последующей передачей мяча двумя руками (произвольным способом) Совершенствование: - ведение мяча на месте поочерёдно правой и левой рукой - чередование подбрасывания мяча с ударами об пол - ведение мяча, ударяя ладонью по нему (произвольным способом) | Первоначальное разучивание: - ведение мяча на месте - ведение мяча вокруг себя - ведение мяча, продвигаясь шагом Игры: «Мотоциклисты» «Скажи, какой цвет» Углубленное разучивание: ведение мяча с изменением: - направления передвижения - скорости передвижения - высоты отскока мяча - ведение мяча и остановка после него - ведение мяча и передача его Совершенствование: Игры: «Вызовы по номерам» «Ловишки с мячом» «Эстафета с ведением мяча» | | упражнения и игры с бросками мяча в корзину | | Первоначальное разучивание: - Перебрасывание мяча через сетку или верёвку, натянутую выше головы ребёнка (произвольным способом) - метание мяча в обруч, расположенный на полу (с расст. 2,5м.), снизу, сверху и из-за головы Игры: «У кого меньше мячей» «Мяч в корзину» Углубленное разучивание: - метание мяча в баскетбольный щит - удары мячом об пол и броски его в баскетбольный щит Совершенствование: Игры: «Метко в корзину» «Чья команда больше» | Первоначальное разучивание: - бросок мяча в корзину (поставленную на пол) удобным для детей способом - бросок мяча в цель (высота 1,5м.) двумя руками от груди через верёвку или сетку - бросок мяча в корзину двумя руками от груди с места Игры: «Пять бросков» «Чья команда больше» Углубленное разучивание: - Бросок мяча в корзину после ведения (с фиксацией остановки) - бросок мяча в корзину одной рукой от плеча после ловли его Совершенствование: Игры: «Метко в корзину» «Мяч ловцу» «Мяч капитану» Игра в баскетбол по облегчённым правилам | | | | Календарное планирование занятий План занятий на сентябрь № | задачи | пособия | содержание | | 1 | Дать возможность осознать физические качества мяча (упругость, вес, объём) | Мячи резиновые по кол-ву детей, набор кеглей | 1ч. Прочитать детям стихотворение о мяче (приложение 4), спросить о качествах мяча. Ходьба в колонне по 1, взять мячи Толкнуть лежащий мяч, догнать и поднять его (4-6раз) Катание мяча одной рукой вокруг предметов. Дети становятся в 2-3 колонны, напротив каждой колонны 4-6 кеглей. Катать мяч правой и левой рукой, наклонившись. 2ч. 1. Игра «Подбрось- поймай» - дети бросают мяч вверх и ловят его (до20 раз после паузы повторить). Падение мяча дети отмечают фишкой. 2. Удары мяча о пол и ловля его двумя руками (15 – 20 раз пауза, повтор). 3. П/ игра «Ловишка с мячом» - бросание в движущую цель (3-4 раза) 3ч. Игра «Сбей кеглю». Дети становятся за линию, в 2-3м от которой находятся 3-4 кегли. Мяч можно прокатывать любым способом. Задание выполняют 3-4 детей одновременно Рефлексия: «Почему мне нравится играть с мячом» | | 2 | Содействовать умению владеть мячом, воспитывать дружеские взаимоотношения | Мячи по кол-ву детей, карточки с изображением действий с мячом | 1ч. Дети рассказывают стихотворение о мяче, делятся впечатлениями об играх с мячом. Ходьба в колонне по 1 с мячом, перестроение в шеренгу Бросание мяча вверх и ловля его обеими руками (не прижимая к груди) – 8-10 раз Катание мяча, наклонившись, обеими руками – 4-6 раз 2ч. 1.Свободная игра детей с мячом (движения дети выбирают по картинкам: катать, бросать, отбивать на месте, бросать в корзину и т.д.) 2. Игра «Вызови по имени» - соревнование двух команд. 3ч. Дети становятся в круг, педагог с мячом в середину. Он бросает мяч (не по очереди), дети ловят и передают обратно с ответом на вопрос: «Какие действия с мячом мне больше нравятся» | | 3 | Способствовать развитию умения действовать с мячом, быстро реагировать на сигнал, воспитывать выдержку и внимание | Мячи по кол-ву детей, свисток | 1ч. «Как попал в спорт мяч» (приложение 4) Ходьба в колонне по 1 с мячом в руках, по сигналу подбросить мяч вверх и поймать его (5-6раз подряд) Бросание мяча вверх и ловля его после отскока от пола 2ч. 1. Игра «Играй, играй мяч не теряй» (3-4 раза) 2. Игра «Мяч в корзину» (стоящую на полу), с расстояния -2м, свободным способом – 5-6 раз. 3.Игра «Будь внимателен» Дети встают в круг, педагог с мячом в середину, бросает мяч кому-либо, применяя обманные действия Не поймавший мяч получает штрафное очко 3ч. Игра «Команда, смирно!» Задание на дом: «Нарисовать игры с мячом» | | 4 | Создавать условия для развития навыков ловли и бросания, закреплять умение быстро реагировать на сигнал, способствовать развитию ориентировки в пространстве | Мячи по кол-ву детей, свисток, корзины | 1ч. Обобщить знания детей о мяче, рассмотреть рисунки детей Свободная игра детей с мячом (1мин) Удары мячом об пол с хлопком в ладоши (8-10р) 2ч. 1. Бросание мяча в стенку (или в щит) и ловля его после отскока (8-10р) 2. Игра «Сделай фигуру» (5-6р) с использованием фишек. 3. Игра «Мяч в корзину» Дети свободно располагаются возле корзин, после сигнала бросают мячи свободным способом в корзину (В=150см). Выигрывает ребенок, быстрее всех попавший 3 раза. 3ч. Упражнения на дыхание Рефлексия: «Я умею хорошо бросать и ловить мяч, потому что…» | | | | План занятий на октябрь № п/п | задачи | Пособия | Содержание | | 5 | Упражнять детей в ловле мяча, способствовать в развитии координации движений, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми | Мячи, свисток, карточки с изображением ловли мяча | 1ч. Рассматривание карточек. Правила держания мяча: - мяч держи на уровне груди - руки согни, пальцы широко расставь - локти опусти вниз, мышцы рук расслабь Правила ловли мяча: - мяч лови кистями рук, не прижимая к груди, продвигаясь навстречу летящему мячу - не задерживай мяч в руках, быстро действуй с ним Бросание мяча в стенку (щит) и ловля его после отскока (8-10раз) 2ч. 1. Бросание мяча вверх, с хлопком и ловля его двумя руками (8-10раз) 2. Игра «Вызов по имени». К подведению итогов привлечь по ребёнку из команды (4-5 раз) 3. Игра «У кого меньше мячей»(3-4 раза) 3ч. Игра «Будь внимателен» Рефлексия: «Я умею хорошо ловить мяч и могу научить (кого?) | | 6 | Способствовать в формировании навыка бросания мяча, и развитию глазомера, совершенствовать навык ловли мяча. Воспитывать ответственность перед командой | Мячи, свисток, карточки с изображением бросания мяча | 1ч. Рассматривание карточек Правила передачи мяча: - локти опусти вниз - бросай мяч на уровне груди партнёра - сопровождай мяч взглядом и руками Игра «Играй, играй, мяч не теряй» (2-3 раза) 2ч. 1. Перебрасывание мяча партнёру удобным способом (10-12 раз) 2. Игра «Мяч в корзину» (дать понятие слова «баскетбол» - корзина и мяч) 3.Игра «Сделай фигуру» (посменный способ: сначала играет команда девочек, затем команда мальчиков по 2 раза) 3ч. Игра «Сбей кеглю»(3-4 раза). Анализ занятия. | | 7 | Упражнять в передаче мяча способом – двумя руками от груди, в ловле мяча, отбивании; развивать внимание и ориентировку в пространстве | Мячи, свисток, фишки | 1ч. Правила взаимоотношений в игре Игра «У кого меньше мячей» (2-3р) 2ч. 1. Передача мяча двумя руками от груди (12-15 раз) 2.Игра «Обгони мяч» (3-5 раз) 3.Ведение мяча на месте правой и левой рукой 3ч. Игра «Метко в корзину» (3раза) Самооценка детей (использование фишек) | | 8 | Совершенствовать навыки передачи – ловли мяча, стимулировать умение точно бросать мяч в определённом направлении; воспитывать согласованность действий | Мячи, свисток, фишки | 1ч. Правила бросания и ловли мяча Передача мяча двумя руками от груди (за выполнение правил пара получает фишку) 2ч. 1. Игра «Мяч водящему» 2. Игра «Поймай мяч» 3. Игра «Сделай фигуру» 3ч. Игра «Команда, смирно!» Рефлексия «Я внимательно слушаю сигнал и поэтому…» | | | | План занятий на ноябрь № п/п | задачи | Пособия | Содержание | | 9 | Упражнять детей в передаче – ловле мяча; ведении мяча правой и левой рукой; способствовать развитию точности движений в бросках по корзине | Мячи, свисток, две корзины | 1ч. Спросить, что означает слово «баскетбол» («баскет» - корзина, «бол» - мяч в переводе с английского языка) Игра «Мяч в корзину» 2ч. 1. «Мы уже чуть – чуть баскетболисты» - дети становятся тройками (в треугольник), передают мяч друг другу вправо и влево – 2мин., пауза 2. то же, но каждый игрок перебегает на место того, кому передал мяч – 2мин., пауза 3.ведение мяча правой и левой рукой (15 раз) 3ч.Рефлексия «Я уже немножко баскетболист, потому что умею…» - ребёнок отвечает и перебрасывает мяч другому. | | 10 | Совершенствовать навыки передачи – ловли мяча; воспитывать организованность, ответственность за свои действия перед командой | Мячи, свисток | 1ч. Мотивация « Мы уже команда!» Свободная игра педагога и детей (отбивание мяча) 2ч. 1. Игра «За мячом» 2. Игра «Мяч водящему» 3. Игра « У кого меньше мячей» 3ч. Упражнения на дыхание Рефлексия «Мы одна команда потому, что…» | | 11 | Способствовать в умении вести мяч на месте, регулируя силу удара; развитию координации движений, ориентировки в пространстве | Мячи, свисток | 1ч. «Разминка настоящих спортсменов» - действия с мячом по желанию детей 2ч. Рассматривание схемы, с изображением ведения мяча 1. Ведение мяча на месте правой и левой рукой, меняя высоту отскока. 2. Ведение мяча вокруг себя правой и левой рукой 3. Игра «За мячом» 3ч. Игра «Мяч в корзину» Анализ занятия | | 12 | Познакомить с передачей – одной рукой от плеча. Закрепить умение ведения мяча на месте, способствовать развитию ориентировки в пространстве | Мячи, обручи по кол-ву детей, свисток | 1ч. Правила ведения мяча; схема. Ведение мяча на месте правой и левой рукой Ведение мяча вокруг себя правой затем левой рукой 2ч. 1. Дети в парах передают мяч одной рукой от плеча правой и левой рукой 2. Игра «Вызов по имени» 3.Игра «Мяч в корзину» (4-5 раз) 3ч. Игра «Будь внимателен» Самооценка детей | | | | План занятий на декабрь № п/п | задачи | Пособия | Содержание | | 13 | Закреплять умение вести мяч на месте, прицеливаться при броске мяча в цель Воспитывать уверенность в своих силах | Мячи, обручи, свисток | 1ч. Повторить правила ведения мяча: Удары мячом об пол одной рукой и ловля его двумя руками, удар об пол правой рукой, ловля левой и наоборот 2ч . 1.Ведение мяча на месте правой, левой рукой с последующей передачей мяча двумя руками (произвольным способом) 2. Игра «У кого меньше мячей» 3ч. «Метко в цель» - бросание мяча в обруч разными способами «Я ловкий и быстрый, потому что…» | | 14 | Стимулировать попытки детей отбивать мяч при ходьбе, забрасывать мяч в корзину Воспитывать организованность, ответственность перед командой | Мячи, б/корзины | 1ч. Мотивация «Мы сплоченная команда!» Игра «Чья команда больше» 2ч. 1. Ведение мяча при ходьбе 2. Игра «Подвижная цель» 3. Игра «Обгони мяч» 3ч. Игра «Гонка мячей по кругу» Пословицы и поговорки о дружбе | | 15 | Оценить уровень развития навыков детей в бросании и ловле, отбивании мяча, забрасывании в корзину Воспитывать целеустремлённость | Мячи, б/корзины, сетка | 1ч. Сообщение цели занятия «Разминка баскетболистов» - игра «Играй, играй, мяч не теряй»- разнообразные действия с мячом 2ч. 1. Игра «У кого меньше мячей» 2. Игра «Мяч в корзину» 3. «Не упусти мяч» - ведение мяча на месте, вокруг себя 3ч. Игра «Сделай фигуру» Анализ занятия | | 16 | Поддерживать инициативу детей в подборе игр с мячом: с передачей и ловлей, с бросками в корзину, с передачей и ведением мяча Воспитывать дружеские взаимоотношения, уважение к соперникам | По выбору детей | 1ч. Совместное планирование занятия 2ч. Игры по выбору детей 3ч. Рефлексия « Рисуем спортивное настроение» - коллективная деятельность *В декабре проводится досуг «С мячом играем – уменья добываем» с приглашением детей старшей группы | | | | План занятий на январь № п/п | задачи | Пособия | Содержание | | | *** | *** | *** | | 17 | Способствовать развитию у детей разнообразных действий с мячом Воспитывать выдержку, целеустремлённость | Мячи, свисток, кегли | 1ч. Рассматривание карточки: стойка баскетболиста Игра «Играй, играй, мяч не теряй», по сигналу (свисток), принять стойку баскетболиста 2ч. 1.Передача мяча двумя руками от груди (12-15 раз) 2.Ведение мяча на месте и при ходьбе 3ч. Игра «Сбей кеглю» Задание на дом: нарисовать любимую игру | | 18 | Упражнять в ведении мяча, продвигаясь вперёд Совершенствовать навыки ловли – передачи мяча Упражнять в умении быстро реагировать на сигнал | Мячи, обручи, 3 флажка разного цвета | 1ч. Мотивация «Мы – баскетболисты» Рассматривание рисунков Спросить правила ведения мяча Ведение мяча на месте, не глядя на мяч. Педагог показывает флажки разного цвета, дети должны, не останавливаясь, посмотреть и сказать, какого цвета флажок (ведение правой и левой рукой) 2ч. 1. Игра «10 передач» 2. Игра «Займи свободный кружок» 3. Бросок мяча после ведения (4-5 раз) 3ч. Игра «Гонка мячей по кругу» | | 19 | Способствовать развитию ловкости и координации движений через ведение мяча, продвигаясь вперёд Воспитывать дружеские взаимоотношения | Мячи, зелёный и красный флажок, свисток | 1ч. Повторить правила ведения мяча Ведение мяча на месте правой и левой рукой, меняя высоту его отскока; продвигаясь свободно по площадке 2ч. 1. Игра «Мотоциклисты» 2. Игра «Поймай мяч» 3ч. Игра «Будь внимателен» Пословицы и поговорки о дружбе, смелости, честности | | | | План занятий на февраль № п/п | задачи | Пособия | Содержание | | 20 | Упражнять детей в умении вести мяч по прямой, продвигаясь бегом Способствовать развитию координации движений, ловкости | Мячи, красный, зелёный флажки, свисток | 1ч. Беседа: «Какими качествами обладают баскетболисты» (использование наглядного материала) Игра «Играй, играй мяч не теряй» (после свистка принять стойку баскетболиста) 2ч. 1. Ведение мяча правой и левой рукой, продвигаясь бегом. После 15-20с педагог даёт свисток, дети меняют руку 2. Бросок мяча в корзину (с расстояния 1,5м.) двумя руками от груди (6-8 раз). С помощью фишек дети отсчитывают попадания. 3ч. «Баскетболист, какой он?» - передача мяча по кругу, получив мяч, ребёнок называет определение и передаёт мяч следующему. Задание на дом: нарисовать, что мне нравится в баскетболе. | | 21 | Закреплять у детей умение вести мяч, продвигаясь бегом Способствовать воспитанию выдержки, развитию чувства равновесия и глазомера | Мячи, свисток, б/корзины | 1ч. Рассматривание рисунков детей, беседа Ведение мяча по кругу, по прямой, продвигаясь шагом и бегом (правой и левой рукой попеременно) 2ч. 1.Игра «Займи свободный кружок» 2. Броски мяча в корзину с места с расстояния 2м. 3. Игра «У кого меньше мячей» (3-4 раза) 3ч. Игра «Будь внимателен» Рефлексия | | 22 | Способствовать в развитии умения вести мяч, меняя направление движения; развитии ориентировки в пространстве, ловкости, глазомера | Мячи, свисток, Красный и зелёный флажки, кегли б/корзины | 1ч. Повторить правила ведения мяча Ведение мяча правой и левой рукой, свободно передвигаясь по площадке. Ведение мяча с изменением направления (огибая кегли 4-6шт. расстояние 1,5-2м) 2ч. 1. Игра «Мотоциклисты» 2. Броски мяча в корзину – двумя руками от груди (анализ действий партнёра) 3. Игра «Мяч водящему» 3ч. Передача мяча по кругу: «Я уже как настоящий баскетболист умею…» (рефлексия) | | 23 | Закреплять умения детей в ведении, передаче и ловле мяча Способствовать координации движений, ориентировке в пространстве | Мячи, обручи, свисток, 2-3 флажка разного цвета, кегли | 1ч. Игра «Покажи движение». Детям предлагаются картинки с изображением разнообразных действий с мячом, ребёнок называет правила выполнения движения и предлагает остальным детям выполнить их. 2ч. 1. Игра-эстафета «Чья команда быстрее выполнит задание» - ведение мяча с изменением направления 2. Игра «Займи свободный кружок» (с двумя мячами) 3. Игра «Ловец с мячом» 3ч. «Кто самый меткий» - забить мяч в корзину Самоанализ детей | | | | План занятий на март № п/п | задачи | Пособия | Содержание | | 24 | Поощрять стремление детей научиться передавать мяч в движении; Упражнять в ведении мяча; Способствовать воспитанию выдержки, дружеского отношения к партнёру. | Мячи, свисток, сетка | 1ч. Мотивация «Дружные пары» Бросание мяча через сетку одной рукой от плеча 2ч. 1. Передача мяча друг другу с передвижением по площадке парами 2. Игра «Ведение мяча парами» 3. Бросание мяча в парах (в баскетбольную корзину) 3ч. Игра «Зеркало» (показ движений баскетболиста) – в паре Рефлексия «У нас дружная пара потому, что…» | | 25 | Стимулировать попытки детей сочетать передачу и ведение мяча; Способствовать развитию координации движений; Воспитывать дружелюбие | Мячи, свисток, фишки | 1ч. Мотивация « Мы юные спортсмены» (использование наглядного материала) 1. Удары мячом об пол с перенесением поднятой ноги через отскочивший мяч – 8-10раз. 2. Подбрасывание мяча вверх с поворотом кругом и ловля его после того, как он ударится о землю – 6-8раз . 2ч. 1. Ведение и передача мяча друг другу 2. Игра «Мяч ловцу» - показать детям стойку защитника, поощрять использование обманных действий в игре. Участие педагога обязательно. 3ч. Игра «Сделай фигуру» Анализ занятия (фишки поощрения) | | 26 | Совершенствовать передачу, ловлю, ведение и броски мяча в корзину; Учить сочетанию разных действий с мячом в игре; Воспитывать смелость и решительность | 5-6 мячей, свисток, б/корзины | 1ч. Мотивация «Мы сильные и ловкие» 1 Игра «За мячом». Передавать мяч в бодром темпе, сопровождать его взглядами и руками. Бросать мяч только партнеру. 2ч. 1. Подвижная игра «Мяч ловцу» педагог напоминает действия защитника игроков на поле, показывает в игре действия игроков, подбадривая игроков, подбадривая детей. Роли игроков постоянно меняются. 2.Эстафета бросков мяча в корзину. Дети делятся на команды. По сигналу воспитателя первые ведут мячи к корзине, останавливаются и бросают мячи двумя руками от груди, ловят и передают следующему игроку по команде. Выигрывает команда, сделавшая больше попаданий. 3ч. Игра «Передай – садись» Самоанализ детей | | 27 | Упражнять детей в разнообразных действиях с мячом; Способствовать развитию координации и ловкости; Воспитывать дружелюбие | Мячи, свисток, ворота-2шт. | 1ч. Мотивация «Мы дружные команды» Игра «Успей поймать» 2ч. 1. Игра «Ловишки с мячом» 2.Игра-эстафета «Чья команда быстрее» - ведение мяча «змейкой» между кеглями. 3. Игра «У кого меньше мячей» 3ч. Прокатывание мяча через ворота (командами) Анализ игр капитанами команд | | | | План занятий на апрель № п/п | задачи | Пособия | Содержание | | 28 | Совершенствовать передачу и ловлю мяча; Развивать глазомер, ловкость, координацию движений | Мячи, свисток, кегли, б/корзины | 1ч. Мотивация «Мы дружные ребята» Игра «Собачка» 2ч. 1. Ведение мяча в беге + бросок в корзину (не менее 10м.) 2. Игра «Мяч ловцу» 3. Игра «Займи свободный кружок» 3ч. Игра «Сбей кеглю» Пословицы о дружбе | | 29 | Учить детей защитным действиям; Совершенствовать навыки бросания и ловли мяча; Развивать внимание и ориентировку в пространстве. Воспитание нравственно – волевых качеств | Мячи, свисток, б/корзины, воротики, фишки | 1ч. «Я – чемпион!» Бросание мяча в паре разными способами (использование фишек) 2ч. 1.Игра – соревнование «Вызов номеров» - ведение мяча 2. Ведение мяча и защитные действия. Дети распределяются попарно, один с мячом – нападающий, другой без мяча – защитник. Нападающий ведет мяч к корзине, стараясь бросить мяч в нее, а защитник противодействует этому, Воспитатель должен объяснить стойку и передвижение защитника и показать в паре с ребенком. 3ч. Упражнения на дыхание Рефлексия «Я готов прийти на помощь другому, вместе с ним поиграть, помочь, научить…» | | 30 | Подвести детей к умению координировать действия с мячом между собой, размещаться по всей площадке, выходить на свободное место для получения мяча Воспитывать дружелюбие, коллективизм | Мячи, свисток | 1ч. Повторить правила подачи и ведения мяча (использовать схемы) Движение приставными шагами в сторону (вправо и влево) парами и передача мяча 2ч. 1. Игра «Ведение мяча парами» 2. Игра «Мяч капитану» 3ч. Игра «Гонка мячей по кругу» Рефлексия «Мне нравится играть в ….. потому, что…» | | 31 | Познакомить детей с игрой в баскетбол Развивать двигательную реакцию, ориентировку в пространстве. Воспитывать командный дух | Мячи, б/корзины, свисток | 1ч. Рассматривание фотографий с изображением игры. Беседа о качествах баскетболистов, чему мы научились и т п. «Разминка баскетболистов» - разнообразные действия с мячом по выбору детей 2ч. Учебная игра в баскетбол. Дети распределяются в команды по 5 человек, через каждые 3мин – перерыв, во время которого повторяются основные правила 3ч. Подведение итогов, обмен впечатлениями. | | | | План занятий на май № п/п | задачи | Пособия | Содержание | | 32 | Поощрять творческие действия с мячом, выбор, более соответствующих способов их выполнения Воспитывать желание прийти на помощь друг другу | Мячи, б/корзины | 1ч. Познакомить детей со статьёй из газеты «Свежий ветер» о девочке, играющей в баскетбол (приложение 4) Эстафета с ведением мяча 2ч. Игра в баскетбол 3ч. Отзывы детей о игре (записать и поместить в «чудо – коробочку») | | 33 | Поощрять творческие действия с мячом, выбор, более соответствующих способов их выполнения Воспитывать желание прийти на помощь друг другу | | 1ч. Познакомить детей со статьёй, составленной по детским отзывам по игре. «Разминка баскетболистов», повторить правила игры и правила взаимоотношений в игре 2ч. Игра в баскетбол 3ч. Игра «Мяч передай соседу» Д/задание: нарисовать, как мы играем | | 34 | Поощрять творческие действия с мячом, выбор, более соответствующих способов их выполнения Воспитывать желание прийти на помощь друг другу | | 1ч. Беседа о игре баскетбол с использованием собранного материла Разминка 2ч. Игра в баскетбол 3ч. Игра «Передай мяч» (с пословицей или поговоркой о дружбе, здоровье, отваге) | | 35 | Оценить уровень сформированности у детей разнообразных действий с мячом, умения играть в коллективную игру | | 1ч. «Даём интервью» - ответить на вопросы о баскетболе (использовать диктофон) 2ч. Игра в баскетбол. Выбор судейской коллегии 3ч. «Спортивные комментарии», выставка детских работ по теме: «Баскетбол» | | | | Заключение Баскетбол – игра коллективного характера, где создаются благоприятные условия для воспитания нравственно-волевых черт ребенка. Она побуждает детей преодолевать эгоистические побуждения, воспитывает выдержку, развивает двигательные умения и навыки, физические качества. Игра баскетбол является средством, гармонически развивающим ребенка, дающим значительный образовательный эффект, в ней заключен целый комплекс оздоровительных, познавательных и воспитательных компонентов. Поэтому в работе представлена система занятий по обучению старших дошкольников игре баскетбол. Содержание разработки включает в себя модель организации деятельности по обучению дошкольников баскетболу, модель специально организованного занятия, тематическую программу. Планирование занятий построено на основе личностно-деятельного подхода. Содержание данной работы может представлять интерес для инструкторов по физической культуре, воспитателей, осуществляющих физкультурно-спортивную деятельность в дошкольном образовательном учреждении. Список литературы М., 1992 М., 2005 Кружковая работа МДОУ ДСОВ № 20 Руководитель: Грицан Ольга Михайловна инструктор по физкультуре высшая квалификационная категория Содержание Пояснительная записка………………………………………………………..4 Тематическая программа по обучению дошкольников игре баскетбол ………………………………………………7 Календарное планирование занятий………………………………………….10 Заключение……………………………………………………………………..24 Список литературы…………………………………………………………….25 Приложение…………………………………………………………………….26 Пояснительная записка Процесс формирования физической культуры и приобщения детей к спорту особенно важен для детей старшего дошкольного возраста, так как этот период характеризуется активной познавательной деятельностью, интенсивным развитием интеллектуальной, эмоциональной сферы, становлением самосознания, освоением общечеловеческих ценностей. Физическая культура является частью общечеловеческой культуры, рассматривается как основа формирования здорового образа жизни ребенка. В результате происходит созревание и совершенствование жизненно важных физиологических систем организма дошкольника, повышаются его адаптивные возможности и устойчивость внешним воздействиям, приобретаются необходимые двигательные умения и навыки, физические качества, формируется личность в целом. В физическом воспитании детей первостепенное значение имеет игра, как деятельность, отвечающая их возрастным потребностям, и как средство разностороннего развития. Для оптимального решения задач физического воспитания детей особое значение имеет использование подвижных игр с элементами спортивных игр, в том числе и элементов игры в баскетбол. В «Программу воспитания и обучения в детском саду» М.А. Васильевой и программу «Детство» И.В. Логиновой действия с мячом включены, начиная со второго года жизни. Они занимают значительное место среди других средств физического воспитания и усложняются от группы к группе, за счет введения дополнительны заданий, а также новых способов выполнения. В подготовительной к школе группе кроме подбрасываний мяча разными способами и различными заданиями, метаний на дальность и в цель предусмотрено обучение детей ведению (отбиванию мяча), ловле, передаче (перебрасыванию друг другу), а также броскам в корзину. Эти действия с мячом являются основными приемами игры в баскетбол. Авторы методических пособий по физическому воспитанию подчеркивают целесообразность использования элементов баскетбола в качестве одного из средств физического воспитания старших дошкольников. Так, А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева, Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева и др. рекомендуют применять игру в баскетбол или включать элементы баскетбола в другие подвижные игры. Баскетбол – игра коллективного характера, где создаются благоприятные условия для воспитания нравственно-волевых черт ребенка. Такие игры побуждают детей преодолевать эгоистические побуждения, воспитывают выдержку. Ведь в ходе игры ребенок понимает, что не один он хочет действовать с мячом, попадать им в корзину, что его действия должны быть направлены на успех всей команды. Ради интереса в команды ребенку часто приходится часто отказываться от мяча, передавать его партнеру. Общая цель – стремление всех игроков попасть мячом в корзину, способствует развитию взаимопонимания, умения считаться с другими, помогать им. Таким образом, игра баскетбол является средством, гармонически развивающим ребенка, дающим значительный образовательный эффект. Обучение дошкольников элементам игры баскетбол традиционно включаются в основную часть занятий по физической культуре. Однако наиболее эффективной формой обучения детей баскетболу, на мой взгляд, являются специально организованные занятия, цель которых: развитие и тренировка всех систем и функций организма ребенка через оптимальные физические нагрузки; развитие двигательных умений и навыков, физических качеств; создание условий для разностороннего развития детей и приобщения их к спорту. Для достижения поставленной цели определены задачи: Первое полугодие Заинтересовать детей игрой; создавать условия для действий с мячом с целью подведения детей к усвоению приёмов передачи, ловли, ведения и бросков мяча в корзину; воспитывать желание играть с мячом, уступать друг другу мяч; способствовать развитию умения слушать сигнал. Воспитывать желание играть коллективно, оказывать помощь в сложных ситуациях. Второе полугодие Создавать условия для формирования навыков передачи, ловли, ведения и бросков мяча в корзину и умения применять их в игровой ситуации; содействовать в умении выбирать более целесообразные способы действия, ориентироваться на площадке, находить более удобное место для успешного ведения игры. Поощрять формирование у детей волевых черт характера; содействовать обогащению нравственного опыта. Также разработана модель специально организованного занятия по обучению старших дошкольников игре баскетбол. модель занятия части | цель | содержание | | Вводная 5-6мин. | Мотивация, подготовка к выполнению предстоящей нагрузки, формирование навыков действий с мячом | - краткая беседа, вопросы к детям, художественное слово, использование схем, материалов периодической печати и т.п. - 1-2 упражнения с мячом игрового характера, сходные по своей структуре с основными движениями игр, которые проводятся в основной части занятия | | Основная 20 мин | способствовать формированию навыков действий с мячом, умению применять их в игровых условиях | - игры и упражнения с элементами соревнования, обеспечивающие оптимальную двигательную активность детей; - использование схематического изображения элементов техники движения; | | Заключи-тельная 4-5мин | Привести организм ребёнка в относительно спокойное состояние, при сохранении бодрого настроения | - малоподвижная игра или игровое упражнение с мячами или без них - упражнения на дыхание - анализ занятия педагогом - рефлексия - задание на дом | | | | Взаимосвязь разнообразных видов детской деятельности показана в модели организации деятельности по обучению дошкольников баскетболу Разработанная тематическая программа состоит из 3 этапов: Первоначальное разучивание - качественное выполнение каждого движения (но не достижение при помощи этого движения определённого результата) Углубленное разучивание – отработка точности выполнения движения, исправление ошибок, формирование правильного ощущения навыка в целом Совершенствование – создание устойчивых, достаточно автоматизированных и вместе с тем гибких навыков Она включает в себя упражнения и игры с передачей и ловлей мяча, с ведением мяча, с бросками мяча в корзину. Тематическая программа по обучению дошкольников игре в баскетбол первое полугодие | второе полугодие | | упражнения и игры с передачей и ловлей мяча | | Первоначальное разучивание: - бросание мяча вверх и ловля его двумя (одной) руками - бросание мяча вниз перед собой и ловля его двумя (одной) руками - перебрасывание мяча партнёру удобным для детей способом - перебрасывание мяча правой (левой) рукой, ловля его двумя руками Игры: «Играй, играй, мяч не теряй» «Сделай фигуру» Углубленное разучивание: - бросание мяча вверх с ударом вниз об пол и ловля его двумя руками - бросание мяча вверх перед собой с хлопком и ловля его двумя руками - бросание мяча вверх, с хлопком за спиной и ловля его двумя руками Игры: «Вызов по имени» «Подвижная цель» «Мяч водящему» Совершенствование : - удары мячом об пол с хлопком в ладоши, поворотом кругом и ловля его - бросание мяча из-за головы двумя руками вдаль и через сетку - ходьба с подбрасыванием мяча и ловлей его двумя руками - передача мяча по кругу вправо, влево (произвольным способом) Игры: «У кого меньше мячей» «Поймай мяч» «За мячом» «Обгони мяч» | Первоначальное разучивание: - передача мяча от груди в стенку и ловля его - передача мяча двумя руками от груди, стоя на месте парами - передача мяча двумя руками от груди при движении парами - передача мяча одной рукой от груди в движении после ловли его Игры: «10 передач» «Мяч водящему» Углубленное разучивание: - передача мяча в шеренге, по кругу (вправо, влево) - передача мяча в тройках, пятёрках - передача мяча в колоннах с переходом в конец своей, а затем противоположной колонны Игры: «Успей поймать» «Гонка мячей по кругу» Совершенствование : - передача мяча парами при противодействии защитника Игры: «Поймай мяч» «Займи свободный кружок» | | упражнения и игры с ведением мяча | | Первоначальное разучивание: - удары мячом об пол одной рукой и ловля его двумя руками из положения стоя - при ходьбе - удар мяча об пол правой рукой и ловля левой рукой, и наоборот Углубленное разучивание: - отбивание мяча на месте правой (левой) рукой - с последующей передачей мяча двумя руками (произвольным способом) Совершенствование: - ведение мяча на месте поочерёдно правой и левой рукой - чередование подбрасывания мяча с ударами об пол - ведение мяча, ударяя ладонью по нему (произвольным способом) | Первоначальное разучивание: - ведение мяча на месте - ведение мяча вокруг себя - ведение мяча, продвигаясь шагом Игры: «Мотоциклисты» «Скажи, какой цвет» Углубленное разучивание: ведение мяча с изменением: - направления передвижения - скорости передвижения - высоты отскока мяча - ведение мяча и остановка после него - ведение мяча и передача его Совершенствование: Игры: «Вызовы по номерам» «Ловишки с мячом» «Эстафета с ведением мяча» | | упражнения и игры с бросками мяча в корзину | | Первоначальное разучивание: - Перебрасывание мяча через сетку или верёвку, натянутую выше головы ребёнка (произвольным способом) - метание мяча в обруч, расположенный на полу (с расст. 2,5м.), снизу, сверху и из-за головы Игры: «У кого меньше мячей» «Мяч в корзину» Углубленное разучивание: - метание мяча в баскетбольный щит - удары мячом об пол и броски его в баскетбольный щит Совершенствование: Игры: «Метко в корзину» «Чья команда больше» | Первоначальное разучивание: - бросок мяча в корзину (поставленную на пол) удобным для детей способом - бросок мяча в цель (высота 1,5м.) двумя руками от груди через верёвку или сетку - бросок мяча в корзину двумя руками от груди с места Игры: «Пять бросков» «Чья команда больше» Углубленное разучивание: - Бросок мяча в корзину после ведения (с фиксацией остановки) - бросок мяча в корзину одной рукой от плеча после ловли его Совершенствование: Игры: «Метко в корзину» «Мяч ловцу» «Мяч капитану» Игра в баскетбол по облегчённым правилам | | | | Календарное планирование занятий План занятий на сентябрь № | задачи | пособия | содержание | | 1 | Дать возможность осознать физические качества мяча (упругость, вес, объём) | Мячи резиновые по кол-ву детей, набор кеглей | 1ч. Прочитать детям стихотворение о мяче (приложение 4), спросить о качествах мяча. Ходьба в колонне по 1, взять мячи Толкнуть лежащий мяч, догнать и поднять его (4-6раз) Катание мяча одной рукой вокруг предметов. Дети становятся в 2-3 колонны, напротив каждой колонны 4-6 кеглей. Катать мяч правой и левой рукой, наклонившись. 2ч. 1. Игра «Подбрось- поймай» - дети бросают мяч вверх и ловят его (до20 раз после паузы повторить). Падение мяча дети отмечают фишкой. 2. Удары мяча о пол и ловля его двумя руками (15 – 20 раз пауза, повтор). 3. П/ игра «Ловишка с мячом» - бросание в движущую цель (3-4 раза) 3ч. Игра «Сбей кеглю». Дети становятся за линию, в 2-3м от которой находятся 3-4 кегли. Мяч можно прокатывать любым способом. Задание выполняют 3-4 детей одновременно Рефлексия: «Почему мне нравится играть с мячом» | | 2 | Содействовать умению владеть мячом, воспитывать дружеские взаимоотношения | Мячи по кол-ву детей, карточки с изображением действий с мячом | 1ч. Дети рассказывают стихотворение о мяче, делятся впечатлениями об играх с мячом. Ходьба в колонне по 1 с мячом, перестроение в шеренгу Бросание мяча вверх и ловля его обеими руками (не прижимая к груди) – 8-10 раз Катание мяча, наклонившись, обеими руками – 4-6 раз 2ч. 1.Свободная игра детей с мячом (движения дети выбирают по картинкам: катать, бросать, отбивать на месте, бросать в корзину и т.д.) 2. Игра «Вызови по имени» - соревнование двух команд. 3ч. Дети становятся в круг, педагог с мячом в середину. Он бросает мяч (не по очереди), дети ловят и передают обратно с ответом на вопрос: «Какие действия с мячом мне больше нравятся» | | 3 | Способствовать развитию умения действовать с мячом, быстро реагировать на сигнал, воспитывать выдержку и внимание | Мячи по кол-ву детей, свисток | 1ч. «Как попал в спорт мяч» (приложение 4) Ходьба в колонне по 1 с мячом в руках, по сигналу подбросить мяч вверх и поймать его (5-6раз подряд) Бросание мяча вверх и ловля его после отскока от пола 2ч. 1. Игра «Играй, играй мяч не теряй» (3-4 раза) 2. Игра «Мяч в корзину» (стоящую на полу), с расстояния -2м, свободным способом – 5-6 раз. 3.Игра «Будь внимателен» Дети встают в круг, педагог с мячом в середину, бросает мяч кому-либо, применяя обманные действия Не поймавший мяч получает штрафное очко 3ч. Игра «Команда, смирно!» Задание на дом: «Нарисовать игры с мячом» | | 4 | Создавать условия для развития навыков ловли и бросания, закреплять умение быстро реагировать на сигнал, способствовать развитию ориентировки в пространстве | Мячи по кол-ву детей, свисток, корзины | 1ч. Обобщить знания детей о мяче, рассмотреть рисунки детей Свободная игра детей с мячом (1мин) Удары мячом об пол с хлопком в ладоши (8-10р) 2ч. 1. Бросание мяча в стенку (или в щит) и ловля его после отскока (8-10р) 2. Игра «Сделай фигуру» (5-6р) с использованием фишек. 3. Игра «Мяч в корзину» Дети свободно располагаются возле корзин, после сигнала бросают мячи свободным способом в корзину (В=150см). Выигрывает ребенок, быстрее всех попавший 3 раза. 3ч. Упражнения на дыхание Рефлексия: «Я умею хорошо бросать и ловить мяч, потому что…» | | | | План занятий на октябрь № п/п | задачи | Пособия | Содержание | | 5 | Упражнять детей в ловле мяча, способствовать в развитии координации движений, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми | Мячи, свисток, карточки с изображением ловли мяча | 1ч. Рассматривание карточек. Правила держания мяча: - мяч держи на уровне груди - руки согни, пальцы широко расставь - локти опусти вниз, мышцы рук расслабь Правила ловли мяча: - мяч лови кистями рук, не прижимая к груди, продвигаясь навстречу летящему мячу - не задерживай мяч в руках, быстро действуй с ним Бросание мяча в стенку (щит) и ловля его после отскока (8-10раз) 2ч. 1. Бросание мяча вверх, с хлопком и ловля его двумя руками (8-10раз) 2. Игра «Вызов по имени». К подведению итогов привлечь по ребёнку из команды (4-5 раз) 3. Игра «У кого меньше мячей»(3-4 раза) 3ч. Игра «Будь внимателен» Рефлексия: «Я умею хорошо ловить мяч и могу научить (кого?) | | 6 | Способствовать в формировании навыка бросания мяча, и развитию глазомера, совершенствовать навык ловли мяча. Воспитывать ответственность перед командой | Мячи, свисток, карточки с изображением бросания мяча | 1ч. Рассматривание карточек Правила передачи мяча: - локти опусти вниз - бросай мяч на уровне груди партнёра - сопровождай мяч взглядом и руками Игра «Играй, играй, мяч не теряй» (2-3 раза) 2ч. 1. Перебрасывание мяча партнёру удобным способом (10-12 раз) 2. Игра «Мяч в корзину» (дать понятие слова «баскетбол» - корзина и мяч) 3.Игра «Сделай фигуру» (посменный способ: сначала играет команда девочек, затем команда мальчиков по 2 раза) 3ч. Игра «Сбей кеглю»(3-4 раза). Анализ занятия. | | 7 | Упражнять в передаче мяча способом – двумя руками от груди, в ловле мяча, отбивании; развивать внимание и ориентировку в пространстве | Мячи, свисток, фишки | 1ч. Правила взаимоотношений в игре Игра «У кого меньше мячей» (2-3р) 2ч. 1. Передача мяча двумя руками от груди (12-15 раз) 2.Игра «Обгони мяч» (3-5 раз) 3.Ведение мяча на месте правой и левой рукой 3ч. Игра «Метко в корзину» (3раза) Самооценка детей (использование фишек) | | 8 | Совершенствовать навыки передачи – ловли мяча, стимулировать умение точно бросать мяч в определённом направлении; воспитывать согласованность действий | Мячи, свисток, фишки | 1ч. Правила бросания и ловли мяча Передача мяча двумя руками от груди (за выполнение правил пара получает фишку) 2ч. 1. Игра «Мяч водящему» 2. Игра «Поймай мяч» 3. Игра «Сделай фигуру» 3ч. Игра «Команда, смирно!» Рефлексия «Я внимательно слушаю сигнал и поэтому…» | | | | План занятий на ноябрь № п/п | задачи | Пособия | Содержание | | 9 | Упражнять детей в передаче – ловле мяча; ведении мяча правой и левой рукой; способствовать развитию точности движений в бросках по корзине | Мячи, свисток, две корзины | 1ч. Спросить, что означает слово «баскетбол» («баскет» - корзина, «бол» - мяч в переводе с английского языка) Игра «Мяч в корзину» 2ч. 1. «Мы уже чуть – чуть баскетболисты» - дети становятся тройками (в треугольник), передают мяч друг другу вправо и влево – 2мин., пауза 2. то же, но каждый игрок перебегает на место того, кому передал мяч – 2мин., пауза 3.ведение мяча правой и левой рукой (15 раз) 3ч.Рефлексия «Я уже немножко баскетболист, потому что умею…» - ребёнок отвечает и перебрасывает мяч другому. | | 10 | Совершенствовать навыки передачи – ловли мяча; воспитывать организованность, ответственность за свои действия перед командой | Мячи, свисток | 1ч. Мотивация « Мы уже команда!» Свободная игра педагога и детей (отбивание мяча) 2ч. 1. Игра «За мячом» 2. Игра «Мяч водящему» 3. Игра « У кого меньше мячей» 3ч. Упражнения на дыхание Рефлексия «Мы одна команда потому, что…» | | 11 | Способствовать в умении вести мяч на месте, регулируя силу удара; развитию координации движений, ориентировки в пространстве | Мячи, свисток | 1ч. «Разминка настоящих спортсменов» - действия с мячом по желанию детей 2ч. Рассматривание схемы, с изображением ведения мяча 1. Ведение мяча на месте правой и левой рукой, меняя высоту отскока. 2. Ведение мяча вокруг себя правой и левой рукой 3. Игра «За мячом» 3ч. Игра «Мяч в корзину» Анализ занятия | | 12 | Познакомить с передачей – одной рукой от плеча. Закрепить умение ведения мяча на месте, способствовать развитию ориентировки в пространстве | Мячи, обручи по кол-ву детей, свисток | 1ч. Правила ведения мяча; схема. Ведение мяча на месте правой и левой рукой Ведение мяча вокруг себя правой затем левой рукой 2ч. 1. Дети в парах передают мяч одной рукой от плеча правой и левой рукой 2. Игра «Вызов по имени» 3.Игра «Мяч в корзину» (4-5 раз) 3ч. Игра «Будь внимателен» Самооценка детей | | | | План занятий на декабрь № п/п | задачи | Пособия | Содержание | | 13 | Закреплять умение вести мяч на месте, прицеливаться при броске мяча в цель Воспитывать уверенность в своих силах | Мячи, обручи, свисток | 1ч. Повторить правила ведения мяча: Удары мячом об пол одной рукой и ловля его двумя руками, удар об пол правой рукой, ловля левой и наоборот 2ч . 1.Ведение мяча на месте правой, левой рукой с последующей передачей мяча двумя руками (произвольным способом) 2. Игра «У кого меньше мячей» 3ч. «Метко в цель» - бросание мяча в обруч разными способами «Я ловкий и быстрый, потому что…» | | 14 | Стимулировать попытки детей отбивать мяч при ходьбе, забрасывать мяч в корзину Воспитывать организованность, ответственность перед командой | Мячи, б/корзины | 1ч. Мотивация «Мы сплоченная команда!» Игра «Чья команда больше» 2ч. 1. Ведение мяча при ходьбе 2. Игра «Подвижная цель» 3. Игра «Обгони мяч» 3ч. Игра «Гонка мячей по кругу» Пословицы и поговорки о дружбе | | 15 | Оценить уровень развития навыков детей в бросании и ловле, отбивании мяча, забрасывании в корзину Воспитывать целеустремлённость | Мячи, б/корзины, сетка | 1ч. Сообщение цели занятия «Разминка баскетболистов» - игра «Играй, играй, мяч не теряй»- разнообразные действия с мячом 2ч. 1. Игра «У кого меньше мячей» 2. Игра «Мяч в корзину» 3. «Не упусти мяч» - ведение мяча на месте, вокруг себя 3ч. Игра «Сделай фигуру» Анализ занятия | | 16 | Поддерживать инициативу детей в подборе игр с мячом: с передачей и ловлей, с бросками в корзину, с передачей и ведением мяча Воспитывать дружеские взаимоотношения, уважение к соперникам | По выбору детей | 1ч. Совместное планирование занятия 2ч. Игры по выбору детей 3ч. Рефлексия « Рисуем спортивное настроение» - коллективная деятельность *В декабре проводится досуг «С мячом играем – уменья добываем» с приглашением детей старшей группы | | | | План занятий на январь № п/п | задачи | Пособия | Содержание | | | *** | *** | *** | | 17 | Способствовать развитию у детей разнообразных действий с мячом Воспитывать выдержку, целеустремлённость | Мячи, свисток, кегли | 1ч. Рассматривание карточки: стойка баскетболиста Игра «Играй, играй, мяч не теряй», по сигналу (свисток), принять стойку баскетболиста 2ч. 1.Передача мяча двумя руками от груди (12-15 раз) 2.Ведение мяча на месте и при ходьбе 3ч. Игра «Сбей кеглю» Задание на дом: нарисовать любимую игру | | 18 | Упражнять в ведении мяча, продвигаясь вперёд Совершенствовать навыки ловли – передачи мяча Упражнять в умении быстро реагировать на сигнал | Мячи, обручи, 3 флажка разного цвета | 1ч. Мотивация «Мы – баскетболисты» Рассматривание рисунков Спросить правила ведения мяча Ведение мяча на месте, не глядя на мяч. Педагог показывает флажки разного цвета, дети должны, не останавливаясь, посмотреть и сказать, какого цвета флажок (ведение правой и левой рукой) 2ч. 1. Игра «10 передач» 2. Игра «Займи свободный кружок» 3. Бросок мяча после ведения (4-5 раз) 3ч. Игра «Гонка мячей по кругу» | | 19 | Способствовать развитию ловкости и координации движений через ведение мяча, продвигаясь вперёд Воспитывать дружеские взаимоотношения | Мячи, зелёный и красный флажок, свисток | 1ч. Повторить правила ведения мяча Ведение мяча на месте правой и левой рукой, меняя высоту его отскока; продвигаясь свободно по площадке 2ч. 1. Игра «Мотоциклисты» 2. Игра «Поймай мяч» 3ч. Игра «Будь внимателен» Пословицы и поговорки о дружбе, смелости, честности | | | | План занятий на февраль № п/п | задачи | Пособия | Содержание | | 20 | Упражнять детей в умении вести мяч по прямой, продвигаясь бегом Способствовать развитию координации движений, ловкости | Мячи, красный, зелёный флажки, свисток | 1ч. Беседа: «Какими качествами обладают баскетболисты» (использование наглядного материала) Игра «Играй, играй мяч не теряй» (после свистка принять стойку баскетболиста) 2ч. 1. Ведение мяча правой и левой рукой, продвигаясь бегом. После 15-20с педагог даёт свисток, дети меняют руку 2. Бросок мяча в корзину (с расстояния 1,5м.) двумя руками от груди (6-8 раз). С помощью фишек дети отсчитывают попадания. 3ч. «Баскетболист, какой он?» - передача мяча по кругу, получив мяч, ребёнок называет определение и передаёт мяч следующему. Задание на дом: нарисовать, что мне нравится в баскетболе. | | 21 | Закреплять у детей умение вести мяч, продвигаясь бегом Способствовать воспитанию выдержки, развитию чувства равновесия и глазомера | Мячи, свисток, б/корзины | 1ч. Рассматривание рисунков детей, беседа Ведение мяча по кругу, по прямой, продвигаясь шагом и бегом (правой и левой рукой попеременно) 2ч. 1.Игра «Займи свободный кружок» 2. Броски мяча в корзину с места с расстояния 2м. 3. Игра «У кого меньше мячей» (3-4 раза) 3ч. Игра «Будь внимателен» Рефлексия | | 22 | Способствовать в развитии умения вести мяч, меняя направление движения; развитии ориентировки в пространстве, ловкости, глазомера | Мячи, свисток, Красный и зелёный флажки, кегли б/корзины | 1ч. Повторить правила ведения мяча Ведение мяча правой и левой рукой, свободно передвигаясь по площадке. Ведение мяча с изменением направления (огибая кегли 4-6шт. расстояние 1,5-2м) 2ч. 1. Игра «Мотоциклисты» 2. Броски мяча в корзину – двумя руками от груди (анализ действий партнёра) 3. Игра «Мяч водящему» 3ч. Передача мяча по кругу: «Я уже как настоящий баскетболист умею…» (рефлексия) | | 23 | Закреплять умения детей в ведении, передаче и ловле мяча Способствовать координации движений, ориентировке в пространстве | Мячи, обручи, свисток, 2-3 флажка разного цвета, кегли | 1ч. Игра «Покажи движение». Детям предлагаются картинки с изображением разнообразных действий с мячом, ребёнок называет правила выполнения движения и предлагает остальным детям выполнить их. 2ч. 1. Игра-эстафета «Чья команда быстрее выполнит задание» - ведение мяча с изменением направления 2. Игра «Займи свободный кружок» (с двумя мячами) 3. Игра «Ловец с мячом» 3ч. «Кто самый меткий» - забить мяч в корзину Самоанализ детей | | | | План занятий на март № п/п | задачи | Пособия | Содержание | | 24 | Поощрять стремление детей научиться передавать мяч в движении; Упражнять в ведении мяча; Способствовать воспитанию выдержки, дружеского отношения к партнёру. | Мячи, свисток, сетка | 1ч. Мотивация «Дружные пары» Бросание мяча через сетку одной рукой от плеча 2ч. 1. Передача мяча друг другу с передвижением по площадке парами 2. Игра «Ведение мяча парами» 3. Бросание мяча в парах (в баскетбольную корзину) 3ч. Игра «Зеркало» (показ движений баскетболиста) – в паре Рефлексия «У нас дружная пара потому, что…» | | 25 | Стимулировать попытки детей сочетать передачу и ведение мяча; Способствовать развитию координации движений; Воспитывать дружелюбие | Мячи, свисток, фишки | 1ч. Мотивация « Мы юные спортсмены» (использование наглядного материала) 1. Удары мячом об пол с перенесением поднятой ноги через отскочивший мяч – 8-10раз. 2. Подбрасывание мяча вверх с поворотом кругом и ловля его после того, как он ударится о землю – 6-8раз . 2ч. 1. Ведение и передача мяча друг другу 2. Игра «Мяч ловцу» - показать детям стойку защитника, поощрять использование обманных действий в игре. Участие педагога обязательно. 3ч. Игра «Сделай фигуру» Анализ занятия (фишки поощрения) | | 26 | Совершенствовать передачу, ловлю, ведение и броски мяча в корзину; Учить сочетанию разных действий с мячом в игре; Воспитывать смелость и решительность | 5-6 мячей, свисток, б/корзины | 1ч. Мотивация «Мы сильные и ловкие» 1 Игра «За мячом». Передавать мяч в бодром темпе, сопровождать его взглядами и руками. Бросать мяч только партнеру. 2ч. 1. Подвижная игра «Мяч ловцу» педагог напоминает действия защитника игроков на поле, показывает в игре действия игроков, подбадривая игроков, подбадривая детей. Роли игроков постоянно меняются. 2.Эстафета бросков мяча в корзину. Дети делятся на команды. По сигналу воспитателя первые ведут мячи к корзине, останавливаются и бросают мячи двумя руками от груди, ловят и передают следующему игроку по команде. Выигрывает команда, сделавшая больше попаданий. 3ч. Игра «Передай – садись» Самоанализ детей | | 27 | Упражнять детей в разнообразных действиях с мячом; Способствовать развитию координации и ловкости; Воспитывать дружелюбие | Мячи, свисток, ворота-2шт. | 1ч. Мотивация «Мы дружные команды» Игра «Успей поймать» 2ч. 1. Игра «Ловишки с мячом» 2.Игра-эстафета «Чья команда быстрее» - ведение мяча «змейкой» между кеглями. 3. Игра «У кого меньше мячей» 3ч. Прокатывание мяча через ворота (командами) Анализ игр капитанами команд | | | | План занятий на апрель № п/п | задачи | Пособия | Содержание | | 28 | Совершенствовать передачу и ловлю мяча; Развивать глазомер, ловкость, координацию движений | Мячи, свисток, кегли, б/корзины | 1ч. Мотивация «Мы дружные ребята» Игра «Собачка» 2ч. 1. Ведение мяча в беге + бросок в корзину (не менее 10м.) 2. Игра «Мяч ловцу» 3. Игра «Займи свободный кружок» 3ч. Игра «Сбей кеглю» Пословицы о дружбе | | 29 | Учить детей защитным действиям; Совершенствовать навыки бросания и ловли мяча; Развивать внимание и ориентировку в пространстве. Воспитание нравственно – волевых качеств | Мячи, свисток, б/корзины, воротики, фишки | 1ч. «Я – чемпион!» Бросание мяча в паре разными способами (использование фишек) 2ч. 1.Игра – соревнование «Вызов номеров» - ведение мяча 2. Ведение мяча и защитные действия. Дети распределяются попарно, один с мячом – нападающий, другой без мяча – защитник. Нападающий ведет мяч к корзине, стараясь бросить мяч в нее, а защитник противодействует этому, Воспитатель должен объяснить стойку и передвижение защитника и показать в паре с ребенком. 3ч. Упражнения на дыхание Рефлексия «Я готов прийти на помощь другому, вместе с ним поиграть, помочь, научить…» | | 30 | Подвести детей к умению координировать действия с мячом между собой, размещаться по всей площадке, выходить на свободное место для получения мяча Воспитывать дружелюбие, коллективизм | Мячи, свисток | 1ч. Повторить правила подачи и ведения мяча (использовать схемы) Движение приставными шагами в сторону (вправо и влево) парами и передача мяча 2ч. 1. Игра «Ведение мяча парами» 2. Игра «Мяч капитану» 3ч. Игра «Гонка мячей по кругу» Рефлексия «Мне нравится играть в ….. потому, что…» | | 31 | Познакомить детей с игрой в баскетбол Развивать двигательную реакцию, ориентировку в пространстве. Воспитывать командный дух | Мячи, б/корзины, свисток | 1ч. Рассматривание фотографий с изображением игры. Беседа о качествах баскетболистов, чему мы научились и т п. «Разминка баскетболистов» - разнообразные действия с мячом по выбору детей 2ч. Учебная игра в баскетбол. Дети распределяются в команды по 5 человек, через каждые 3мин – перерыв, во время которого повторяются основные правила 3ч. Подведение итогов, обмен впечатлениями. | | | | План занятий на май № п/п | задачи | Пособия | Содержание | | 32 | Поощрять творческие действия с мячом, выбор, более соответствующих способов их выполнения Воспитывать желание прийти на помощь друг другу | Мячи, б/корзины | 1ч. Познакомить детей со статьёй из газеты «Свежий ветер» о девочке, играющей в баскетбол (приложение 4) Эстафета с ведением мяча 2ч. Игра в баскетбол 3ч. Отзывы детей о игре (записать и поместить в «чудо – коробочку») | | 33 | Поощрять творческие действия с мячом, выбор, более соответствующих способов их выполнения Воспитывать желание прийти на помощь друг другу | | 1ч. Познакомить детей со статьёй, составленной по детским отзывам по игре. «Разминка баскетболистов», повторить правила игры и правила взаимоотношений в игре 2ч. Игра в баскетбол 3ч. Игра «Мяч передай соседу» Д/задание: нарисовать, как мы играем | | 34 | Поощрять творческие действия с мячом, выбор, более соответствующих способов их выполнения Воспитывать желание прийти на помощь друг другу | | 1ч. Беседа о игре баскетбол с использованием собранного материла Разминка 2ч. Игра в баскетбол 3ч. Игра «Передай мяч» (с пословицей или поговоркой о дружбе, здоровье, отваге) | | 35 | Оценить уровень сформированности у детей разнообразных действий с мячом, умения играть в коллективную игру | | 1ч. «Даём интервью» - ответить на вопросы о баскетболе (использовать диктофон) 2ч. Игра в баскетбол. Выбор судейской коллегии 3ч. «Спортивные комментарии», выставка детских работ по теме: «Баскетбол» | | | | Заключение Баскетбол – игра коллективного характера, где создаются благоприятные условия для воспитания нравственно-волевых черт ребенка. Она побуждает детей преодолевать эгоистические побуждения, воспитывает выдержку, развивает двигательные умения и навыки, физические качества. Игра баскетбол является средством, гармонически развивающим ребенка, дающим значительный образовательный эффект, в ней заключен целый комплекс оздоровительных, познавательных и воспитательных компонентов. Поэтому в работе представлена система занятий по обучению старших дошкольников игре баскетбол. Содержание разработки включает в себя модель организации деятельности по обучению дошкольников баскетболу, модель специально организованного занятия, тематическую программу. Планирование занятий построено на основе личностно-деятельного подхода. Содержание данной работы может представлять интерес для инструкторов по физической культуре, воспитателей, осуществляющих физкультурно-спортивную деятельность в дошкольном образовательном учреждении. Список литературы М., 1992 М., 2005 |